Главное меню
Статьи, документы
Фотоматериалы
Восточная Пруссия
Кенигсберг
Калининградская об
Калининград СССР
Калининград Россия
Поиск по сайту
Форма входа
Ваше мнение
Поддерживаете ли вы идею самоопределения Калининградской области как республики?
Всего ответов: 401
Статистика
Погода
Главная » 2012 » Январь » 23 » СК" выяснила, почему в советские годы в Калининграде остановилось строительство второй эстакады
06:14
СК" выяснила, почему в советские годы в Калининграде остановилось строительство второй эстакады
 В 1980-е строительство Второй эстакады "зависло" из-за ошибки в проекте 

Издание: Страна Калининград  Автор: Ольга Саяпина 

СК" выяснила, почему в советские годы в Калининграде остановилось строительство второй эстакады

Строительство второй эстакады подходит к завершению. На прошлой неделе зампредседателя правительства области Евгений Морозов проверил готовность первой очереди мостового перехода через Старую и Новую Преголи к открытию движения автотранспорта.


 – Объект в целом к открытию движения готов, – поделился Евгений Михайлович. – Уже успешно проведены обследование и испытания. Еще осталось выполнить ряд работ, в том числе по монтажу дорожных указателей. Но в преддверии Нового года движение можно будет открыть.

Напомним, что длина моста с подходами составляет почти 2 км, ширина – 32 м. Объект рассчитан на движение автотранспорта в шесть полос, по три в каждую сторону, со скоростью 80 км/ч. Одна полоса будет выделена специально для автобусов. Есть и техническая полоса для обслуживания эстакады. Ширина тротуара – 1,5 м. Чтобы пешеходы смогли увидеть с нового моста панораму Калининграда, в некоторых местах в глухое металлическое шумозащитное ограждение сделали вставки из специального стекла. Полностью все работы по возведению мостового перехода, включая благоустройство прилегающих территорий, а также установку художественной подсветки, по плану должны быть выполнены в 2012 году.

Вспомним историю

Зависший над серединой Преголи мост, как и Дом Советов, на долгие десятилетия стал для Калининграда местным символом советского застоя. То, что так бурно начали строить, а затем надолго забросили… Но если будущее здание, думается, не так сильно волновало горожан (жители удостоили его лишь парой местных анекдотов и прозвищем "монстр"), то недоделанный мост раздражал многих. Фото моста, долгие годы упирающегося в жилой дом, наверное, увозили с собой многие гости города.

…Корреспонденты "СК" решили вспомнить тех, кто имел отношение ко второй эстакаде: кто начинал строить и почему она так и зависла в неоконченном полете над рекой…

– О! Это вам к Александру Степановичу Матвееву, – подсказали в администрации Калининграда. – Его считают одним из патриархов строительства Калининграда. При нем строились и Дом Советов, и "Юность", и Театр кукол, и драмтеатр, и областной историко-художественный музей. В те далекие годы он был начальником городского жилищного управления, а затем начальником управления капитального строительства. Именно при нем началось проектирование моста и его возведение.

Сегодня Александр Степанович, хотя и пенсионер со стажем, все равно продолжает работать. Теперь уже в фонде поддержки строителей.

– История началась в 1967 году, – вспоминает он. – Тогда руководство обкома обратилось в ЦК с просьбой оказать содействие по скоростной достройке Калининграда. ЦК дало поручение Кабинету министров РСФСР проработать этот вопрос. Почти год председатель горисполкома Дмитрий Романин ездил в Москву отстаивать интересы Калининграда. Тогда же разработали генплан застройки города, в котором предусматривалось появление в городе второй эстакады. В 1968 г. Совет министров СССР принял Постановление "О мерах по развитию городского хозяйства города Калининграда".

На разработку проектно-сметной документации, а затем всевозможные согласования ушло несколько лет.

– Времени на строительство моста отводилось четыре-пять лет, не больше, – продолжает Матвеев. – В Калининград пригласили из Латвии организацию "Мостострой № 24". Они приехали, развернули здесь производство. Сегодня их преемниками является ООО "Вестмост", директором которого является Леонид Коваленко. Он был одним из тех, кто начинал строительство моста. И сегодня на территории предприятия до сих пор хранятся некоторые конструкции для старого моста. Их изготовили, но они так и остались неиспользованными

По словам Матвеева, поначалу проект второй эстакады предусматривал строительства моста через два рукава Преголи и Московский проспект. Вся остальная конструкция по острову должна была быть выполнена в виде насыпной дамбы.

– Поэтому я завез туда две или три баржи песка. Высыпали, а спустя время весь завезенный песок ушел в грунт - зыбкие грунты. Там залегает сапропель – 20 м иловых отложений. И сколько бы туда ни сыпали песка, он бы уходил в землю.

Песок исчезал тоннами

– Почему же выбрали для строительства сложного объекта место с зыбкими грунтами? – спрашиваю Матвеева.

– На этот вопрос вам сможет ответить Михаил Павлович Нетреба. В те годы он был вторым секретарем горкома. И он один из тех, кто настаивал на переносе моста в другое место – в район Литовского вала.

Мы разыскали Михаила Павловича. Он тоже до сих пор трудится – в конструкторском бюро.

– Место для моста определили московские архитекторы, - вспоминает Михаил Павлович. - Когда разрабатывался проект, я был также председателем координационного совета по застройке города. Мы раскритиковали часть задуманных по генплану объектов, в том числе расположение моста. Мы считали, что плохо устраивать новую трассу по жилому району. К тому же со стороны ул. Дзержинского и пр-та Калинина движение с моста фактически выходило в тупик. Вместе с архитектором Калининграда Юрием Покровским, директором «Калининградгражданпроекта» Адриановым и другими мы предложили сделать мост продолжением Литовского вала с выходом на другой его стороне на Аллею Смелых, а затем и на Окружную. Для убедительности наших доводов пригласили в Калининград главного архитектора Вильнюса. Тот приехал с пятью коллегами. Литовцы уже тогда славились добротными архитектурно-планировочными решениями. Гости изучили состояние исторической части Калининграда, размещение нового моста и признали, что наша идея о переносе была бы лучшей. Мы решили обратиться в обком. Отделом строительства там тогда заведовал Виктор Васильевич Денисов. Но это был 1970 г., работа над проектом уже завершалась, и Денисов решил, что дело зашло далеко, кардинально менять поздно. И мы отступили. Проблемы вылезли, когда на острове начались работы. Хотя к этому времени у нас там уже были построены три дома. Но насыпанный для дамбы песок тут же уходил в реку и зыбкий грунт. Мы забили тревогу. В 1987 г. я был первым секретарем горкома и доложил в обком, что если мы продолжим насыпать в месте стройки песок на неустойчивый грунт, то тяжелая масса просто выдавит из берегов оба рукава Преголи. Руководство области с этим согласилось. Мы сообщили в Москву о прекращении стройки. Вместо дамбы на острове надо было строить эстакаду на сваях, длина которых должна достигать 20 м, а порой и 24–28 м. Словом, нужно было серьезно корректировать проект. Когда на это нашлись деньги, пока все сделали, настали перестроечные 1990-е. Денег у нового государства не было, и мост на долгие годы встал.

Японская технология

- Сегодня новый мост стоит на буро-набивных сваях по японской технологии. Это крепкая конструкция, - говорит заслуженный строитель Александр Матвеев. - С мертвой точки стройка сдвинулась в 2005–2007 гг. Ею уже занимался Павел Саркисов. В Калининград, если помните, на 750-летие приезжал Путин. И тогда были выделены первые деньги на стройку. Но их все равно не хватало. Из-за того, что средства выделялись частями, строительство затянулось на долгие годы.

Применили новую технологию

Мало кто знает, но в этом году во время строительства второй эстакады строители впервые в истории области попробовали применить новую технологию укладки асфальта. Об этом корреспонденту «СК» рассказал министр развития инфраструктуры области Александр Рольбинов:

– Речь идет о технологии ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон), с использованием крупных фракций щебеня и волокон целлюлозы, которые армируют битум (составляющая любого асфальта) и улучшают его качества, в том числе эластичность. В результате дорога получается тяжелой, хотя и более дорогой (5 тонн асфальта обходится в 5 000 вместо 3 000 руб.). Такой асфальт сложнее укладывать, но он и прослужит дольше. Это российская технология. Но у нас она до сих пор не применялась, так как требует дорогостоящей техники (только один перегружатель асфальта стоит 1 млн евро). У нас появится подрядчик с такой техникой. Асфальт мы приготовили на местных заводах и в качестве эксперимента пробно уложили на въезде с Московского проспекта на 9 Апреля. В 2012 г. мы хотим попробовать ту же технологию на дорогах, что будут реконструироваться.

Краткая история моста

• 1972 г. – завершение строительства первого в городе эстакадного моста.

• 1985 г. – начало строительства второй эстакады.

• В начале 1990-х мост перекинули через Московский пр-т, где он уперся в дом. Денег на его расселение не было.

• В 2005-м, к 750-летию Калининграда, средства - 600 млн руб. - нашлись. Город заказал проект завершения моста санкт-петербургскому институту «Гидростроймост». Проект предусматривал общую длину моста 1,5 км, ширину - 30 м, а также пешеходные спуски на остров в районе ул. Карбышева и Павлова. Стоимость завершения объекта с учетом расселения и сноса домов была оценена более чем в 3 млрд руб.

• 2006 г. – началась достройка.

• В течение того же года на мост выделили 280 млн руб. (200 млн - городской бюджет и 80 млн - федеральный).

• 2008 г. – дело опять заглохло из-за недостатка средств.

• 2009 г. - из бюджетов разных уровней было выделено 550 млн руб. (город – 150 млн) на доведение моста. Но стройку вновь заморозили.

• 2011. – правительство области выделяет на достройку моста 2 млрд руб.

• Ноябрь 2011 г. – премьер Путин согласился, что на достройку дополнительных спусков с моста к будущему стадиону на острове региону нужно еще выделить средства.

Цифры

Размеры мостового перехода

• Общая протяженность – 1 883 м.

• Длина самой эстакады – 880 м.

• Три полосы движения в каждую сторону. Скорость транспорта – не ниже 80 км/ч.

Благодарим за предоставление исторических фотографий ГАКО

 

И еще несколько фотографий из прошлого

 

 

 

 

 

 

Источники

http://www.klops.ru/news/Kraevedenie/48535/V-1980e-stroiteljstvo-Vtoroj-estakady-zavislo-izza-osibki-v-proekte.html
http://caves.ru/threads/37131-Как-жил-и-умер-старый-дом
http://caves.ru/threads/40167-Что-бы-новый-мост-построить...

 

Категория: Новостной раздел | Просмотров: 2810 | Добавил: das | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020