Главное меню
Статьи, документы
Фотоматериалы
Восточная Пруссия
Кенигсберг
Калининградская об
Калининград СССР
Калининград Россия
Поиск по сайту
Форма входа
Ваше мнение
Поддерживаете ли вы идею самоопределения Калининградской области как республики?
Всего ответов: 400
Статистика
Погода
Главная » Статьи » Города области » Кенигсберг (Калининград)

Городские ворота Кенигсберга.
Городские ворота Кенигсберга.

Первые ворота в Кёнигсберге датируются XIII столетием и были воздвигнуты во время строительства замка Кенигсберг. Улица через эти ворота вела во двор замка и находились они в восточном флигеле.

В начале XVII века в Кенигсберге началось сооружение Первого вального укрепления и стены, окружавшие три города - Альтштадт, Кнайпхофф и Лёбенихт были разобраны. Первое вальное укрепление: длина - 15 км, фортификационные сооружения - 8 ворот, 26 бастионов и 8 полубастионов. Все защитные сооружения были деревянными и ко времени сооружения Второго вального укрепления пришли в негодность.

E.L.Aster

Все ворота Кенигсберга, дошедшие до наших дней, возведены в XIX веке - архитектор генерал-лейтенант инженерных войск - Эрнст Людвиг фон Астер.

 

Указом от 5 апреля 1843 г. Прусский король Фридрих Вильгельм IV распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление.

Городские ворота Кенигсберга

Благодаря своим знаниям и художественно-эстетичному вкусу фортификатор и архитектор Э.Л.Астер построил ворота Кенигсбергав направлении английской неоготики (стиль Тюдор). Строительный материал - кирпич, обожженный три раза, что придавало ему наивысшую прочность.

30 августа 1843 года в присутствии самого короля Фридриха Вильгельма IV произвели торжественную закладку Королевских ворот. Это событие стало стартом возведения остальных кёнигсбергских ворот и строительство продолжалось 5 лет.

На центральной башне Королевских ворот, со стороны города, расположены статуи отцов-основателей Кёнигсберга: Оттокар II Пршемысл - богемский король (слева) - основателя Кёнигсберга (слева), Фридрих I - первый прусский короля (в центре) и Альбрехт - первый герцог Пруссии (справа). Ниже скульптур размещены гербы этих правителей, а выше расположены старинные гербы прусских земель: Самбии и Натангии.

В 1853 году в северной части города построены еще 6 ворот: Закхаймские и Россгартенские, Штайндаммские и Трагхаймские, Пропускные или Аусфальские и Холландербаумские.

В 1862 году в южной части города во Втором вальном укреплении возведены 2 новых воротам (двухарочной конструкции): Фридландские и Бранденбургскими.

Фридландские ворота украсили статуи: с полевой стороны - гроссмейстер Зигфрид фон Фейхтванген, держащий в руках макет замка Мариенбург, с городской стороны - гросскомптур Фридрих фон Цоллерн из Таненберга со знаменем в руках.

Все ворота Кёнигсберга имели свои определенные украшения. У Штайндаммских ворот установили статую короля Фридриха Вильгельма IV. Барельефы прусских генералов Йорка и Бюлова украсили Закхаймские ворота, барельефы прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау - Россгартенские ворота, барельефы прусских генералов Бойена и Астера - Бранденбургские ворота.

Второе вальное укрепление Кёнигсберга было обсажено деревьями и среди жителей города получило название - «зеленые легкие Кёнигсберга»

В конце XIX века началось строительство нового фортового оборонительного кольца вокруг Кёнигсберга, которое и решило судьбу Вторых вальных укреплений города.

25 августа 1910 г. из системы укреплений были исключены ряд фортификационных сооружений. Уничтожены: Штайндаммские, Трагхаймские и Холландербаумские ворота.

Остались без реконструкции только Россгартенские и Фридландские ворота, а остальные уцелевшие ворота при последующих перестройках лишились передовых укреплений, земляных валов и казематов.

Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.


Королевские ворота (1848 год). (ныне - филиал Музея мирового океана).

Ворота находятся на пересечении улиц Фрунзе ( Kenigshtrasse), Литовский вал ( Litauenvallshtrasse) и Гагарина ( Kenig allee). В 1765 году на этом месте уже были построены Гумбинненские ворота, которые назывались так до 1811 года, пока не были основательно перестроены. Строительство Королевских ворот продолжалось 7 лет. Строились они из трижды обожженного кирпича, который обладал наивысшей прочностью.

Первоначально ворота входили в состав оборонительного вала и к ним примыкали боевые казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны - амбразуры, которые выходили в небольшой дворик, называвшийся «кордегардия». Кордегардия имела собственные распашные ворота и тросолебёдочную систему для поднятия моста.

Название « Королевские» эти ворота получили не случайно, этому способствовала историко-географическая причина. С 1798 года именно этой дорогой королевская чета регулярно совершала поездки из замка в местечко Девау ( нынешний аэродром авиационного клуба), где на большом поле проходили парады и маневры войск Кёнигсбергского гарнизона. Это обстоятельство отразилось в исторических названиях улиц и ворот.

Королевские ворота

30-е годы ХХ века, после реконструкции Вальных укреплений
Фото периода советского времени

В XX веке по обе стороны ворот были снесены земляные валы для проезда автомобилей.
После Второй Мировой войны ворота уцелели, но были очень повреждены, а скульптуры королей обезглавлены. На протяжении 60 лет ворота разрушались, кирпич осыпался. Часто ворота служили не по назначению: то там был склад, то магазин , то кафе. И наконец , перед юбилеем города было решено провести реставрацию ворот, которые стали символом этого праздника. Реставраторы столкнулись с большими трудностями: отсутствие чётких фотографий ворот, затянувшейся зимой ( реставрационные работы можно было проводить при температуре воздуха выше +5 ) и недостатком времени ( на реставрацию таких объектов тратится не менее 4 -5 лет, а здесь надо было всё сделать за 3 месяца).

Реставрация
Открытие отреставрированных ворот на 750 летие Кенигсберга

Аусфальские ворота.

Данные ворота были исключительно пешеходными и служили проходом через земляной вал. С полевой стороны к воротам примыкал небольшой мост через крепостной ров. При реконструкции Вальных укреплений в 1910-1912 г.г. оказались ниже уровня улиц и утратили свою функцию.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота
Городская сторона.

Полевая сторона. Вид после реконструкции, 30-е годы ХХ века. На заднем плане - бастион Астрономический.

Во время Великой Отечественной войны ворота были переоборудованы в командный пункт-блиндаж с гермозащищенными бетонированными помещениями. При боевых действиях Аусфальские ворота практически не пострадали, а уже в послевоенное время в них был устроен склад и бомбоубежище Калининградской школы милиции (современный Калининградский Юридический Институт МВД РФ), расположенной по соседству.

Аусфальские ворота

Нынешнее состояние ворот. Над воротами православная часовня.

Штайндаммские ворота.

Штайндаммские ворота входили в состав первого оборонительного вала вокруг города. Своё название они получили от улицы Штайндамм (каменная дамба) и располагались в конце этой улицы ( ныне площадь Победы). В начале XX века Кёнигсберг начал активно отстраиваться и включать в себя пригородные районы. Одним из таких районов являлся район Хуфен. Он располагался сразу же за воротами и по этому ворота были разобраны в 1912 году. Крепостной вал был полностью срыт в этом месте, осталась только часть рва по дну, которого была проложена железная дорога.

Штайндаммские ворота

Штайндаммские ворота
Городская сторона. Штайндаммские ворота. Полевая сторона.

Россгартенские ворота - около 1855-1860 г.г. (ныне ресторан "Солнечный камень"). Ворота находятся На пересечении улиц Литвский вал и Черняховского и вели они на Кранц ( ныне Зеленоградск) через конные луга , которые ещё называли Росгартен, то есть конные сады отсюда и название ворот.

Во время сооружения второго вального кольца вокруг Кёнигсберга, стары ворота были снесены и на их месте были выстроены новые. Эти ворота являлись частью оборонительной линии, хотя особой прочностью не отличались и военного значения не имели. Строились они с 1852 по1855год по проекту Августа Штюлера. Ворота неоднократно перестраивались, дополнялись. Сначала они имели три проезда: широкий - для транспорта и два узких по бокам - для пешеходов. Август Штюлер расширил ворота до семи проездов, придав воротам более готический вид. Ширина центрального проезда стала 4 м , а другие проезды были переделаны в казематы для солдат охраны. Башня Дона вместе с Росгартенскими воротами составляет единое оборонительное укрепление.

Россгартенские ворота

Россгартенские ворота
Городская сторона - 30-е годы ХХ века.

Полевая сторона и башня Дона (ныне - музей Янтаря) - 30-е годы ХХ века.

 Закхаймские ворота - около 1855 года. (ныне - филиал Музея Мирового океана)

Ворота находятся на пересечении Московского проспекта и Литовского вала. Само название ворот происходит от старинного прусского поселения, которое когда-то располагалось в этом месте и называлось Закхайм ( в переводе носильщик мешков).
Они входили в первое вальное укрепление вокруг города. При строительстве второго вального укрепления в середине XIX века были реконструированы неизвестными военными инженерами. Реконструкция длилась с 1855 до 1860 года.

Ворота имели одну проезжую часть в виде двухцентровой арки. Для пешеходов были предусмотрены боковые переходы. В состав ворот входили помещения для караула, боевые казематы и вспомогательные комнаты. Через амбразуры казематов прикрывалось оружейным огнём предмостовое пространство. С внешней стороны ворот, за мостом, через ров с водой, находился мощный блокгауз с амбразурами круговой обороны. Пролёт моста, который примыкал к воротам, был подъёмным и осуществлялся при помощи тросолебёдочной системы.

Есть и архитектурные особенности Закхаймских ворот, которые отличали их от других ворот города. Внутренний портал украшен крабами и крестоцветом, по краям стоят две полубашни, которые на уровне зубчатого парапета переходят в башни. В башнях, в двух уровнях , имеются по одной бойницы, а наверху целый круговой пояс, который создавал возможность кругового обстрела. Покрытия башен выполнены в виде сферического купола. В архитектуре такой приём называется барабаном. По периметру барабана между бойницами расположены ниши в виде латинского креста. Его ещё называют крестом Запада или крестом Жизни. С внешней стороны ворот в замке свода раньше был изображён Чёрный Орёл. Орден Чёрного Орла считался высшей наградой Пруссии. Он был утверждён в Кёнигсберге 17 января 1701 года королём Фридрихом I , а девизом ордена были слова « Каждому своё».

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота
Городская сторона до реконструкции Вальных укреплений в 1910-1912 г.г.

Городская сторона до реконструкции Вальных укреплений в 1910-1912 г.г.

Над входом висел Герб Восточной Пруссии - Одноглавый Черный Орел.

Закхаймские ворота сейчас имеют статус памятника федерального значения, но в воротах до сих пор располагаются склады и восстановлением никто не занимается.

Фридландские ворота (1860 год). Ворота стоят при выезде с бывшей Австрийской улицы ( пр. Калинина) на пересечении с Шёнфлиссераллее ( ул. Дзержинского). Первое упоминание о них относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши. На окраине города, недалеко от скотского двора, у дороги, которая вела во Фридланд ( г. Правдинск), был выстроен вал с воротами для прикрытия города с юга. Это было первое вальное укрепление города. Поводом к этому послужила угроза со стороны Швеции и захват крепости Пиллау (г. Балтийск).

Однако серьёзной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась. Оборонительные сооружения, оснащённые хорошо вооружённой артиллерией, выдержали, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага и уже в середине XIX века началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города.

Фридландские ворота были построены последними в этом оборонительном кольце и вошли в систему укреплений Хабербергского фронта. Старые ворота были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые. Имя архитектора, создавшего проект Фридландских ворот, неизвестно, правда иногда авторство приписывается Августу Штюлеру, но скорее всего это были инженеры, которые переняли некоторые элементы его строений.

Фридландские ворота

До наших дней ворота сохранились только благодаря заступничеству жителей Кёнигсберга, так как их хотели снести ещё в начале XX века, в связи с тем, что окрестности вального укрепления были выкуплены властями, и их оставили как памятник архитектуры. Движение через них было прекращено и поток транспорта направили сбоку, снеся часть вала. После войны ворота выполняли роль складских помещений, уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились и в итоге разрушались. Ворота поросли деревьями и начали разрушаться. В 1988 году ворота были переданы парку имени « 40-летия ВЛКСМ». На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии. При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея.

Здесь собрана коллекция оружия XIX - XX веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров. В конце 2005 года была отреставрирована скульптура Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фейхтвангена. Министерство культуры Германии выделило на реставрацию скульптуры и освещение музея около 20000 евро.

Бранденбургские ворота (около 1860 года). В конце улицы Форштедтише Ланггассе (сегодня часть Ленинского проспекта), примерно в юго-западном направлении начинается улица, которая раньше называлась Альтер Гартен (старый сад). Сегодня это часть улицы Багратиона, в конце которой находятся знаменитые Бранденбургские ворота. Это единственные в городе ворота, которые не утратили своего прежнего назначения, то есть - проездные . Название своё ворота получили от населённого пункта Бранденбург (ныне посёлок Ушаково) - старинной орденской крепости в устье реки Фришинг (Прохладная).

Ворота были построены в 1860 году,и входили в состав второго вального оборонительного обвода, на этом участке он совпадал с первым обводом. В конструктивном отношении Бранденбургские ворота очень похожи на другие ворота города.

Незначительно изменены при реконструкции Вальных укреплений в 1910-1912 г.г.

Бранденбургские ворота

в 1960 году, постановлением Совета Министров РСФСР, Бранденбургские ворота были объявлены памятником градостроительства и архитектуры республиканского значения.

Ворота форта Фридрихсбург.

Находились внутри Второго Вального укрепления и никогда не являлись городскими воротами Кенигсберга.

Форт Фридрихсбург был построен в 1627 году. По форме форт - небольшая крепость напоминала правильный квадрат, с четырех сторон защищенная земляными бастионами. Внутри крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможенная служба и небольшая кирха. В 1858 году модернизированная крепость, получившая статус форта, вошла в состав Второго вального укрепления. Тогда же, по проекту Фридриха Августа Штюлера, со стороны города, к форту были пристроены кирпичные Фридрихсбургские ворота.

 Ворота форта Фридрихсбург

В 1910 году форт перестал быть военным объектом, и был передан управлению Имперской железной дороги, а через 10 лет бастионы были полностью разобраны, а рвы засыпаны, чтобы освободить место под железнодорожные пути товарной станции и не мешать строительству железнодорожного моста.

После Великой Отечественной войны ворота были сильно повреждены и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году они все же получили статус Памятника архитектуры, но это не спасало их от дальнейшего разрушения и бесхозности.

И вот, совсем недавно, наконец-то, наступил светлый период в послевоенной истории ворот. Разрушающиеся ворота взял под свое крыло Музей Мирового океана. По ФЦП «Культура» было выделено более 20 млн. рублей на реставрацию и придание воротам изначального архитектурного образа. Сложность заключается в том, что для реставрации ворот требуется особый кирпич, закупаемый в Латвии, а уже на месте из него вырезаются нужные фигурные элементы.

Директор компании ООО «Азимут-строй», выполняющей реставрацию ворот, Александр Фещенко говорит, что, в сравнении с Королевскими воротами, здесь дела обстоят намного сложнее, так как для многочисленных элементов требуется 46 видов разных кирпичей.

 

 

источники

http://expo39.ru/region/ibrid438
http://blacktroll.livejournal.com/17719.html

http://blacktroll.livejournal.com/16962.html
http://www.liveinternet.ru/tags/%E0%F3%F1%F4%E0%EB%FC%F1%EA%E8%E5+%E2%EE%F0%EE%F2%E0/

 

Категория: Кенигсберг (Калининград) | Добавил: das (29.02.2012)
Просмотров: 15214 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020